Мнения и заблуждения школьных учителей и учащихся относительно оказания первой помощи при судорогах: обзор проблемного поля
https://doi.org/10.17749/2077-8333/epi.par.con.2025.223
Аннотация
Актуальность. Школьные учителя и ученики потенциально могут оказаться спасателями, которые быстро отреагируют на эпизоды судорог в школе или за ее пределами. Важно понимать их осведомленность и готовность к оказанию первой помощи при судорогах. В связи с этим актуально сопоставить данные международных исследований по этой проблеме.
Цель: выявить и обобщить результаты исследований, посвященных изучению практического опыта, мнений и знаний школьных учителей и учеников относительно первой помощи при судорогах.
Материал и методы. Поиск и отбор источников проводился в базах данных PubMed/MEDLINE и Google Scholar в соответствии с рекомендациями PRISMA. Все записи оценивались по названию и аннотации. После очистки от дубликатов полные тексты анализировались на предмет соответствия теме обзора. Библиографии отобранных статей обработаны вручную с целью нахождения дополнительных релевантных публикаций.
Результаты. В обзор включено в общей сложности 84 исследования, проведенных в 28 странах. На основе обобщенных данных обнаружено, что медианное количество учителей и учеников, которые когда-либо были свидетелями судорог, составило 57,5% и 57,1% соответственно. Около 27,7% учителей сталкивались с приступом судорог у ребенка в школе. Среди учителей 22,2% пытались оказать первую помощь, из них соответствующее обучение прошли лишь 9,2%. Значительная часть учителей и учеников ошибочно допускала возможность применения мер, которые в действительности могут нанести вред пострадавшему.
Заключение. Неготовность школьных учителей и учеников оказывать первую помощь при судорогах представляет собой глобальную проблему здравоохранения, которая требует скоординированных усилий на международном и государственном уровнях, направленных на широкое внедрение высококачественного обучения оказанию первой помощи при приступах судорог в школах.
Об авторе
А. А. БиркунРоссия
Биркун Алексей Алексеевич, д.м.н., доцент
WoS ResearcherID: R-3613-2017. Scopus Author ID: 56747693500
б-р Ленина, д. 5/7, Симферополь 295051;
ул. 60 лет Октября, д. 30, Симферополь 295024
Список литературы
1. Martindale J.L., Goldstein J.N., Pallin D.J. Emergency department seizure epidemiology. Emerg Med Clin North Am. 2011; 29 (1): 15–27. https://doi.org/10.1016/j.emc.2010.08.002.
2. Andersen M.S., Johnsen S.P., Sørensen J.N., et al. Implementing a nationwide criteria-based emergency medical dispatch system: a register-based follow-up study. Scand J Trauma Resusc Emerg Med. 2013; 21: 53. https://doi.org/10.1186/1757-7241-21-53.
3. Møller T.P., Ersbøll A.K., Tolstrup J.S., et al. Why and when citizens call for emergency help: an observational study of 211,193 medical emergency calls. Scand J Trauma Resusc Emerg Med. 2015; 23: 88. https://doi.org/10.1186/s13049-015-0169-0.
4. Huff J.S., Morris D.L., Kothari R.U., Gibbs M.A. Emergency department management of patients with seizures: a multicenter study. Acad Emerg Med. 2001; 8 (6): 622–8. https://doi.org/10.1111/j.1553-2712.2001.tb00175.x.
5. Kirby S., Sadler R.M. Injury and death as a result of seizures. Epilepsia. 1995; 36 (1): 25–8. https://doi.org/10.1111/j.1528-1157.1995.tb01660.x.
6. Asiri S., Al-Otaibi A., Al Hameed M., et al. Seizure-related injuries in people with epilepsy: a cohort study from Saudi Arabia. Epilepsia Open. 2022; 7 (3): 422–30. https://doi.org/10.1002/epi4.12615.
7. International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies. Red Cross Red Crescent Networks. International first aid resuscitation and education guidelines 2020. Available at: https://www.globalfirstaidcentre.org/wp-content/uploads/2021/02/EN_GFARC_GUIDELINES_2020.pdf (accessed 12.12.2024).
8. O’Hara K.A. First aid for seizures: the importance of education and appropriate response. J Child Neurol. 2007; 22 (5 Suppl.): 30S–7S. https://doi.org/10.1177/0883073807303066.
9. Knight S., Vernon D.D., Fines R.J., Dean N.P. Prehospital emergency care for children at school and nonschool locations. Pediatrics. 1999; 103 (6): e81. https://doi.org/10.1542/peds.103.6.e81.
10. Tricco A.C., Lillie E., Zarin W., et al. PRISMA extension for scoping reviews (PRISMA-ScR): checklist and explanation. Ann Intern Med. 2018; 169 (7): 467–73. https://doi.org/10.7326/M18-0850.
11. Birkun A. Dataset of original studies on schoolteachers' or pupils' reallife experiences, attitudes, and knowledge of epilepsy and seizures. Mendeley Data. 2024; V1. https://doi.org/10.17632/2ndzc6nwpx.1.
12. The World Bank. World Bank Country and Lending Groups. Available at: https://datahelpdesk.worldbank.org/knowledgebase/articles/906519-world-bank-country-and-lending-groups (accessed 12.12.2024).
13. American Heart Association. Guidelines for cardiopulmonary resuscitation and emergency cardiovascular care. Part 14: First aid. Circulation. 2005; 112 (24 Suppl.): IV-196–203. https://doi.org/10.1161/CIRCULATIONAHA.105.166575.
14. The World Bank. UNESCO Institute for Statistics. Primary education, pupils. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/SE.PRM.ENRL (accessed 12.12.2024).
15. The World Bank. UNESCO Institute for Statistics. Secondary education, pupils. Available at: https://data.worldbank.org/indicator/SE.SEC.ENRL (accessed 12.12.2024).
16. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Global report on teachers. Addressing teacher shortages. 2023. Available at: https://teachertaskforce.org/knowledge-hub/global-report-teachersaddressing-teacher-shortages-highlights (accessed 12.12.2024).
17. Jones C., Atkinson P., Helen Cross J., Reilly C. Knowledge of and attitudes towards epilepsy among teachers: a systematic review. Epilepsy Behav. 2018; 87: 59–68. https://doi.org/10.1016/j.yebeh.2018.06.044.
18. Bozkaya I.O., Arhan E., Serdaroglu A., et al. Knowledge of, perception of, and attitudes toward epilepsy of schoolchildren in Ankara and the effect of an educational program. Epilepsy Behav. 2010; 17 (1): 56–63. https://doi.org/10.1016/j.yebeh.2009.10.011.
19. Schroeder D.C., Semeraro F., Greif R., et al. KIDS SAVE LIVES: basic life support education for schoolchildren: a narrative review and scientific statement from the International Liaison Committee on Resuscitation. Circulation. 2023; 147 (24): 1854–68. https://doi.org/10.1161/CIR.0000000000001128.
20. Corrado G., Rovelli E., Beretta S., et al. Cardiopulmonary resuscitation training in high-school adolescents by distributing personal manikins. The Como-Cuore experience in the area of Como, Italy. J Cardiovasc Med. 2011; 12 (4): 249–54. https://doi.org/10.2459/JCM.0b013e328341027d.
Рецензия
Для цитирования:
Биркун А.А. Мнения и заблуждения школьных учителей и учащихся относительно оказания первой помощи при судорогах: обзор проблемного поля. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2025;17(2):200-207. https://doi.org/10.17749/2077-8333/epi.par.con.2025.223
For citation:
Birkun A.A. Schoolteachers’ and pupils’ attitudes towards and misbeliefs about first aid for seizures: a scoping review. Epilepsy and paroxysmal conditions. 2025;17(2):200-207. https://doi.org/10.17749/2077-8333/epi.par.con.2025.223

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.