Перейти к:
Осведомленность врачей и больных эпилепсией о льготном лекарственном обеспечении
https://doi.org/10.17749/2077-8333/epi.par.con.2023.143
Аннотация
Актуальность. Одним из важнейших направлений социальной политики российского государства является поддержка населения и медицинских учреждений необходимыми лекарственными препаратами.
Цель: определить осведомленность врачей-эпилептологов и больных эпилепсией о правовых аспектах нормативного и регуляторного характера льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО).
Материал и методы. Эмпирической базой исследования являлись данные анкетного опроса пациентов c эпилепсией и врачей-эпилептологов. Инструментом исследования стала оригинальная анкета, включающая вопросы о правовых аспектах нормативного и регуляторного характера ЛЛО и организации лекарственного обеспечения больных эпилепсией.
Результаты. Выявлено, что половина опрошенных не знают о праве на ЛЛО пациентов с эпилепсией без инвалидности. Нормативный документ, обозначающий категории заболеваний, включая эпилепсию, и объем соответствующего лекарственного обеспечения, на который могут претендовать граждане, не известны ни пациентам, ни работникам здравоохранения. Обе группы не назвали уполномоченный орган, в который нужно обратиться в случае отказа в выписке рецепта на льготный отпуск. Минимальное количество правильных ответов получено на вопросы о максимальном сроке курсовой выписки рецептов на льготный отпуск, о сроке обслуживания таких рецептов и о сроке подачи извещения о нежелательной реакции в Росздравнадзор. Треть пациентов не знает о возможности электронного обращения в государственный орган в сфере здравоохранения.
Заключение. Необходимо проведение образовательных мероприятий среди специалистов здравоохранения и просветительской работы среди пациентов с целью увеличения их осведомленности о своих правах и об обязанностях участников ЛЛО больных эпилепсией.
Для цитирования:
Романов А.С., Шарахова Е.Ф., Шова Н.И., Михайлов В.А. Осведомленность врачей и больных эпилепсией о льготном лекарственном обеспечении. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2023;15(2):107-114. https://doi.org/10.17749/2077-8333/epi.par.con.2023.143
For citation:
Romanov A.S., Sharakhova E.F., Shova N.I., Mikhailov V.A. Awareness of doctors and epilepsy patients about preferential drug provision. Epilepsy and paroxysmal conditions. 2023;15(2):107-114. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2077-8333/epi.par.con.2023.143
ВВЕДЕНИЕ / INTRODUCTION
Согласно докладу Организации Объединенных Наций (ООН) значительная доля населения государств различных регионов мира вне зависимости от уровня экономического развития сталкиваются с ограничениями реализации права на здоровье, и в большинстве случаев это вызвано отсутствием доступа к необходимым безопасным, качественным и эффективным лекарственным средствам (ЛС). Ситуация усугубляется демографическими изменениями, приводящими к увеличению численности пожилого населения и повышению уровня инвалидизации.
Доступ к ЛС является одним из важнейших условий обеспечения полного осуществления права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Данный основной правозащитный механизм системы ООН подтвердил обязательство государств-членов обеспечить для всех своих граждан недискриминационный доступ к основным ЛС, а также их ценовую доступность и высокое качество [1]. Это приобретает чрезвычайно актуальное звучание применительно к обеспечению доступа к ЛС уязвимых категорий населения, пациентов с социально значимыми заболеваниями, таких как больные эпилепсией.
На различные проблемы в сфере лекарственного обеспечения (ЛО) постоянно обращают внимание отечественные ученые и специалисты в течение последнего десятилетия. Отмечается нарастание негативных тенденций, в т.ч. несвоевременное и некачественное оказание данного вида помощи. Гарантированное ЛО в рамках оказания медицинской помощи населению осуществляется государством в довольно жестких границах финансирования [2]. «Несмотря на то что в России декларируется равный доступ к медицинской помощи, ее важный компонент остается за пределами государственных гарантий» [3]. До сих пор наблюдаются значительные различия в доступности ЛС в регионах страны. Анализ среднедушевого объема финансирования региональных программ льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) в 2019 г. выявил 30-кратное различие показателей трат на 1 пациента с эпилепсией в год в 14 субъектах Российской Федерации (РФ). Доля обратившихся за ЛС граждан, имеющих право на ЛЛО, в регионах существенно отличается и варьирует в пределах от 5% в Алтайском крае, до 95,3% в Хабаровском крае [4]. Вопиющая ситуация требует не только организационного и финансового решения проблемы, но и четкого правового регулирования ЛЛО.
Также представляет проблему система мониторинга безопасности ЛС в России, в частности из-за низкой активности работников практического здравоохранения в предоставлении спонтанных сообщений – извещений, которые содержат предположение сообщающего о взаимосвязи нежелательной реакции и применяемого ЛС [5–7].
Цель – определить осведомленность врачей-эпилептологов и больных эпилепсией о правовых аспектах нормативного и регуляторного характера ЛЛО.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ / MATERIAL AND METHODS
Отбор нормативных актов / Selection of regulative documents
Проводился анализ законодательных документов, которые регулируют нормы социального права исследуемой категории граждан в области ЛО. За основу были взяты руководящие документы:
- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [8];
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания» [9];
- Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» [10];
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [11];
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [12];
- Приказ Минздрава России от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» [13].
Инструмент исследования / Research tool
Проведено пилотное исследование с целью изучения осведомленности врачей и пациентов в области прав больных эпилепсией на ЛЛО. Инструментом исследования являлась оригинальная анкета, включающая 16 вопросов по двум разделам:
- правовые аспекты нормативного и регуляторного характера ЛЛО;
- организация ЛО больных эпилепсией.
Анкетирование проводилось в марте – мае 2022 г.
Группы респондентов / Groups of respondents
Выбор пациентов проводился методом сплошной выборки. Респондентами анкетирования являлись две группы.
В 1-ю группу вошел 31 пациент (11 мужчин и 20 женщин) из 9 регионов РФ с диагнозом эпилепсии в возрасте старше 18 лет (средний возраст 40,1±2,26 года), находившийся на лечении в стационаре неврологического профиля в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Минздрава России. Длительность заболевания в группе составила 13,38±2,01 года; 11 человек не имели группу инвалидности, 20 – имели группы инвалидности.
Во 2-ю группу включены 33 врача-специалиста (27 неврологов и 6 психиатров), ведущих прием пациентов с эпилепсией (амбулаторного и стационарного профиля) в 8 регионах РФ из личных баз контактов авторов. Анкетирование осуществлялось путем рассылки разработанного опросника респондентам. Средний стаж работы врачей составил 21,2±2,26 года.
Шкала оценки / Rating scale
Оценка осведомленности респондентов проведена по уровню знаний, рассчитанному как средний процент правильных ответов на вопросы анкеты. Разработана шкала оценки уровня знаний: недостаточный (до 30%), низкий (от 31% до 60%), средний (от 61% до 85%), высокий (более 85%).
Этические аспекты / Ethical aspects
Исследование выполнено в соответствии с принципами Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (2013 г.). Получено добровольное информированное согласие врачей и пациентов на проведение анкетирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS
Уровень нормативно-правовых знаний респондентов / The respondents’ level of regulatory and legal knowledge
Разработанный инструмент позволяет определить уровень нормативно-правовых знаний респондентов. По результатам исследования его можно оценить как низкий (28,6%) у пациентов с эпилепсией и недостаточный (53,4%) у специалистов здравоохранения. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Уровень нормативно-правовых знаний респондентов
Table 1. The respondents’ level of regulatory and legal knowledge
№ / No. |
Вопрос анкеты / Questionnaire question |
Правильный ответ / Correct answer |
Количество правильных ответов, % / Number of correct answers, % |
|
Пациенты / Рatients |
Врачи / Doctors |
|||
1 |
На какие препараты, группы или перечни препаратов могут претендовать граждане, имеющие инвалидность? / What drugs, groups or lists of drugs can citizens with disabilities apply for? |
Перечень ЖНВЛП [8][9] / VED list [8][9] |
12,9 |
54,5 |
2 |
Имеют ли граждане с диагнозом «эпилепсия» без инвалидности право на ЛЛО? / Do citizens with diagnosed epilepsy without disability have a right to preferential drug coverage? |
Да [10] / Yes [10] |
51,6 |
93,9 |
3 |
В каком законодательном акте указано, что пациенты с эпилепсией имеют право на ЛЛО? / Which piece of legislation acts states that patients with epilepsy are eligible for drug benefits? |
ПП РФ от 30.07.1994 № 890 [10] / DG RF of 30.07.1994 No. 890 [10] |
3,2 |
24,2 |
4 |
На бесплатное получение каких ЛС могут претендовать пациенты с эпилепсией? / What free-of-charge medications can be claimed by epilepsy patients? |
Все ЛС [10] / All medicines [10] |
19,4 |
36,4 |
5 |
На какой орган местного самоуправления возлагается ответственность за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи? / Which local self-government body is responsible for ensuring the rights of citizens in the field of health care, availability and quality of medical care? |
Министерство / департамент / комитет здравоохранения [11] // Ministry / Department / Committee of Health [11] |
41,9 |
84,8 |
6 |
В случае нарушения прав может ли пациент обратиться в государственные органы местного самоуправления посредством сети Интернет, имея в виду, что такая форма равносильна рукописному обращению? / In case of violated rights, can a patient apply to the state bodies of local self-government via the Internet and whether it is equivalent to a handwritten appeal? |
Да [12] / Yes [12] |
67,7 |
100,0 |
7 |
Если государственный орган в сфере здравоохранения выявил неправильно оформленные документы для ЛЛО гражданина, кто должен принять меры по устранению этих недостатков? / If the public health authority has identified incorrectly issued documents for preferential drug coverage, who should take measures to eliminate such shortcomings? |
Государственный орган в сфере здравоохранения [14] / Public health authority [14] |
16,1 |
3,0 |
8 |
Какой орган уполномочен наложить взыскание за отказ в выписке рецепта для получения ЛС на льготных условиях пациенту с эпилепсией? / Which authority must sanction for a denial to obtain a preferential drug prescription for a patient with epilepsy? |
Роспотребнадзор* / Rospotrebnadzor* |
16,1 |
30,3 |
Средняя оценка / Mean rating |
28,6 |
53,4 |
Примечание. ЖНВЛП – жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты; ЛЛО – льготное лекарственное обеспечение; ПП РФ – Постановление Правительства Российской Федерации; ЛС – лекарственное средство. * Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Note. VED – vital and essential drugs; DG RF – Decree of the Government of the Russian Federation. * Federal Service for Surveillance of Consumer Rights Protection and Human Well-Being.
Около половины врачей (54,5%) знают, что граждане с инвалидностью имеют право на льготное получение ЛС, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, но, к сожалению, 51,6% пациентов не знают, какие медикаменты, группы препаратов могут получать по программе ЛЛО. Пятая часть специалистов (21%) считают, что пациенты с инвалидностью обеспечиваются ЛС согласно утратившему силу Перечню ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами). Большинству респондентов (81% пациентов и 64% специалистов) неизвестно, что больные эпилепсией обеспечиваются всеми ЛС бесплатно, при этом около половины врачей (48,5%) полагают, что больные эпилепсией бесплатно обеспечиваются только противоэпилептическими препаратами. Половине пациентов (48%) также неизвестно, что больные эпилепсией, не имеющие группу инвалидности, могут претендовать на ЛЛО. Меньше половины пациентов (42%) правильно указали органы, ответственные за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, – органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Трети пациентов (32,3%) не известно о возможности обращения в государственные органы местного самоуправления посредством сети Интернет и о его равносильности рукописному обращению.
Значительная часть респондентов (42% пациентов и 51% врачей) считают, что уполномоченным органом для составления протокола об административном правонарушении в случае отказа в выписке льготного рецепта является Росздравнадзор, и лишь малая часть опрошенных (16% пациентов и 30% врачей) выбрала верный ответ – Роспотребнадзор.
Обобщенные данные по информированности пациентов и врачей о нормативно-правовых аспектах ЛЛО представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровень знаний пациентов и врачей о нормативно-правовых аспектах льготного лекарственного обеспечения
Figure 1. The knowledge level in patients and doctors about the regulatory and legal aspects of preferential drug provision
Осведомленность по вопросам организации льготного лекарственного обеспечения / Awareness on the organization of preferential drug provision
Уровень знаний пациентов и специалистов здравоохранения по организации ЛЛО оценен как недостаточный (32,5% и 54,9% правильных ответов соответственно). Результаты отражены в таблице 2.
Таблица 2. Уровень знаний по организации льготного лекарственного обеспечения
Table 2. Level of knowledge on organization of preferential drug provision
№ / No. |
Вопрос анкеты / Questionnaire question |
Правильный ответ / Correct answer |
Количество правильных ответов, % / Number of correct answers, % |
|
Пациенты / Рatients |
Врачи / Doctors |
|||
9 |
На кого возложены функции по организации и непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения? / Who is responsible for organization and direct provision of medical care to a patient during a follow-up and treatment period? |
На лечащего врача [11] / Attending physician [11] |
48,4 |
54,5 |
10 |
Кто, рекомендуя пациенту ЛС, обязан информировать его о возможности получения препарата без взимания платы в соответствии с законодательством РФ? // When recommending a medicinal agent to a patient, who is obliged to inform him/her about an opportunity of receiving a free-of-charge drug in accordance with the legislation of the RF? |
Лечащий врач [11] / Attending physician [11] |
74,2 |
78,8 |
11 |
На какой максимальный курс лечения может осуществляться выписка рецептов на ЛС, отпускаемые бесплатно, пациентам с эпилепсией? / What is the maximum course of treatment for free-of-charge prescriptions for patients with epilepsy? |
180 дней [13] / 180 days [13] |
3,2 |
6,1 |
12 |
В случае отсутствия в аптеке, осуществляющей льготный отпуск ЛС (по МНН), рецепт принимается на отсроченное обслуживание. Какой срок отводится на обслуживание такого рецепта? / In the absence of a drug in a pharmacy selling medicines on preferential terms (according to the INN), the prescription is accepted for deferred service. What time period is provided to service such a prescription? |
10 дней [13] / 10 days [13] |
3,2 |
39,4 |
13 |
Если ЛС вызывает срыв ремиссии или развитие НПР, предусматривается ли возможность выписки рецепта на льготный отпуск ЛС по ТН? / If a medicinal product causes a failed remission or AE development, is it possible to issue a prescription for preferential dispensing of the medicinal product by TN? |
Да [15] / Yes [15] |
50,0 |
87,9 |
14 |
К кому следует обратиться пациенту в случае срыва ремиссии или других НПР, возникших после применения ЛС (аналога), с целью замены аналога на оригинальный препарат? / Who should a patient contact in case of failed remission or other AE that occurred after drug (analog) use to replace an analog with an original drug? |
К лечащему врачу [15] / Аttending physician [15] |
51,6 |
75,8 |
15 |
Кто принимает решение о выписке ЛС по ТН? / Who makes a decision to prescribe a drug by TN? |
Врачебная комиссия [15] / Medical commission [15] |
22,6 |
87,9 |
16 |
В какой срок с момента обращения пациента лечащим врачом направляется сообщение о риске применения или развития НПР в Росздравнадзор*? / What time period is necessary from the moment a patient contacts an attending physician to send a message about a risk of using or developing AE to Roszdravnadzor*? |
15 дней [15] / 15 days [15] |
6,5 |
9,1 |
Средняя оценка / Mean rating |
32,5 |
54,9 |
Примечание. ЛС – лекарственное средство; РФ – Российская Федерация; МНН – международное непатентованное наименование; НПР – неблагоприятная побочная реакция; ТН – торговое наименование. * Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Note. RF – Russian Federation; INN – international nonproprietary name; AE – adverse event; ТN – trade name. * Federal Service for Surveillance of Consumer Rights Protection and Human Well-Being.
Практически никому из респондентов не известно о возможности выписки льготного рецепта на курс до 180 дней (3% и 6% верных ответов среди пациентов и врачей соответственно). Только 3% опрошенных больных знают, что рецепт на «отсроченном обслуживании» обслуживается в течение 10 дней. Возможность выписки льготного ЛС по торговому наименованию указали только 50% пациентов. Пятая часть опрошенных (19% пациентов и 18% врачей) считают, что с целью замены аналога на оригинальное ЛС пациенту следует обращаться к эпилептологу, хотя в подобных случаях запись на прием к узкому специалисту необязательна, достаточно обращения к участковому терапевту. Практически никому не известен срок регистрации врачом сообщения в Росздравнадзор о риске применения ЛС с момента обращения пациента (6% и 9% верных ответов пациентов и врачей соответственно).
Обобщенные данные по информированности пациентов и врачей об организации ЛЛО представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Уровень знаний пациентов и врачей об организации льготного лекарственного обеспечения
Figure 2. The knowledge level in patients and doctors about the organization of preferential drug provision
ОБСУЖДЕНИЕ / DISCUSSION
Разрозненность и множественность нормативных правовых актов, разные уровни правового регулирования (региональный и федеральный) не позволяют сформировать единую взаимосвязанную систему норм ЛО, понятную специалистам и пациентам [8–11].
Несмотря на то что поиск достоверной актуальной правовой информации не представляет сложности, больной склонен доверять лечащему врачу и медицинской организации, которые ограничены в действиях по реализации прав пациента на ЛЛО. Данные ограничения существенно влияют на финансовое положение больных эпилепсией. Большинство из них ввиду хронического течения заболевания и социальной стигматизации не трудоустроены, что приводит к недоверию в отношении медицинского персонала, нарушению приверженности терапии, стремлению, «чтобы врач назначил препарат подешевле». Таким образом, на фоне прогрессирования эпилепсии ухудшается контроль над приступами, пациент подвергается большей стигматизации, снижается качество жизни, что может привести к дезадаптивным формам реагирования, в т.ч. суицидам.
От повышения доступности и безопасности необходимых для лечения ЛС, в т.ч. инновационных, общество ожидает не только увеличения продолжительности и качества жизни уязвимых категорий граждан, снижения числа случаев инвалидизации, но и выравнивания условий жизни между социальными группами и регионами в целом. Проблема системы мониторинга безопасности ЛС в РФ, связанная с низкой активностью работников практического здравоохранения в предоставлении спонтанных сообщений (извещений, содержащих сведения о нежелательной реакции на применяемое ЛС), в определенной степени объясняется недостаточностью знаний в области фармаконадзора специалистов здравоохранения.
Ограничения исследования / Study limitations
Ограничениями данного исследования было малое количество регионов и малая выборка. Для обеспечения большей репрезентативности и возможности сравнивать результаты, полученные в различных регионах, между собой необходимо более масштабное исследование с вовлечением большего числа субъектов РФ, поскольку ситуация от региона к региону может меняться. Что касается выборки респондентов, то не удалось привлечь к опросу лечащих врачей амбулаторного звена и административных лиц, ответственных за соблюдение прав пациентов в области ЛЛО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ / CONCLUSION
Практическая значимость работы состоит в возможности использования изложенных в ней выводов в образовательных целях, а также для дальнейшей научной разработки организационно-методических подходов совершенствования модели ЛО в РФ.
Необходимо проведение образовательных мероприятий среди специалистов здравоохранения и просветительской работы среди пациентов с целью увеличения их осведомленности о своих правах и об обязанностях участников ЛЛО больных эпилепсией.
Список литературы
1. Human security now: protecting and empowering people / Commission on Human Security. 2003. URL: https://digitallibrary.un.org/record/503749?ln=ru (дата обращения 01.09.2022).
2. Резолюция, принятая Советом по правам человека 1 июля 2016 года. 32/15. Доступ к лекарственным средствам в контексте права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. URL: https://www.refworld.org.ru/pdfid/57e918db4.pdf (дата обращения 01.09.2022).
3. Миронова Т.К. Право на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение. Вопросы российского и международного права. 2016; 5: 97–112.
4. Копилевич В.В. Проект социально ориентированной бюджетностраховой модели финансирования лекарственного обеспечения в России. Проблемы управления в социальных системах. 2012; 4 (7): 88–98.
5. Петрухина И.К., Рязанова Т.К., Хусаинова А.И. и др. Анализ реализации региональных программ льготного лекарственного обеспечения пациентов, страдающих психическими заболеваниями, шизофренией и эпилепсией. Современная организация лекарственного обеспечения. 2021; 8 (1): 100–3. https://doi.org/10.30809/solo.4.2020.22.
6. Лепахин В.К., Романов Б.К., Торопова И.А. Анализ сообщений о нежелательных реакциях на лекарственные средства. Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. 2012; 1: 22–5.
7. Хосева Е.Н., Морозова Т.Е., Андрущишина Т.Б. Эффективность и безопасность современных лекарств в призме мнения пациентов. Клиническая фармакология и терапия. 2012; 21 (1): 30–4.
8. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». URL: https://base.garant.ru/180687/ (дата обращения 01.09.2022).
9. Федеральный закон от 13.07.2020 № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания». URL: https://base.garant.ru/74369768/ (дата обращения 01.09.2022).
10. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». URL: https://base.garant.ru/101268/ (дата обращения 01.09.2022).
11. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения 01.09.2022).
12. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/12146661/ (дата обращения 01.09.2022).
13. Приказ Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71659682/ (дата обращения 01.09.2022).
14. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.09.2018 № 57-ГК18-13. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=555993#sWsqkfT46qkBnsPA (дата обращения 01.09.2022).
15. Постановление Правительства РФ от 03.08.2021 № 1297 «Об утверждении Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере охраны здоровья и государственном контроле (надзоре) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья». URL: https://base.garant.ru/401587260/ (дата обращения 01.09.2022).
Об авторах
А. С. РомановРоссия
Романов Антон Сергеевич – аспирант кафедры фармации
пр-т Ленина, д. 40, Барнаул 656038
Е. Ф. Шарахова
Россия
Шарахова Елена Филипповна – д.фарм.н., профессор, заведующая кафедрой фармации
пр-т Ленина, д. 40, Барнаул 656038
Н. И. Шова
Россия
Шова Наталья Игоревна – к.м.н., научный сотрудник отделения лечения больных с экзогенно-органическими расстройствами и эпилепсией
WoS ResearcherID: AAI-3755-2020; Scopus Author ID: 57215893698
ул. Бехтерева, д. 3, Санкт-Петербург 192019
В. А. Михайлов
Россия
Михайлов Владимир Алексеевич – д.м.н., главный научный сотрудник, научный руководитель отделения лечения больных с экзогенно-органическими расстройствами и эпилепсией, отделения интегративной терапии больных психоневрологического профиля
WoS ResearcherID: B-3272- 2017
ул. Бехтерева, д. 3, Санкт-Петербург 192019
Рецензия
Для цитирования:
Романов А.С., Шарахова Е.Ф., Шова Н.И., Михайлов В.А. Осведомленность врачей и больных эпилепсией о льготном лекарственном обеспечении. Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2023;15(2):107-114. https://doi.org/10.17749/2077-8333/epi.par.con.2023.143
For citation:
Romanov A.S., Sharakhova E.F., Shova N.I., Mikhailov V.A. Awareness of doctors and epilepsy patients about preferential drug provision. Epilepsy and paroxysmal conditions. 2023;15(2):107-114. (In Russ.) https://doi.org/10.17749/2077-8333/epi.par.con.2023.143

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.