НОВОСТИ
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Введение. Метод МРТ привнес революционные изменения в диагностику эпилепсии, однако широкому внедрению МРТ в клиническую практику препятствует недостаточное количество высокопольных МР-томографов, кадровый дефицит подготовленных специалистов, отсутствие стандартных протоколов проведения исследований. Цель – представить Рекомендации Российской Противоэпилептической Лиги (РПЭЛ) по использованию магнитно-резонансной томографии в диагностике эпилепсии.
Материалы и методы. Являясь структурным подразделением Международной Противоэпилептической Лиги (англ. – International League Against Epilepsy, ILAE) в России, Российская Противоэпилептическая Лига (РПЭЛ, англ. – Russian League Against Epilepsy, RLAE) считает важным адаптировать разработанный ILAE Протокол для специалистов в России и странах ЕАЭС. Также рабочей группой была проанализирована и обобщена существующая практика в Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Беларусь и Республике Узбекистан. Данные рекомендации предназначены как для врачей в специализированных центрах хирургии эпилепсии, так и для специалистов, работающих в медицинских центрах общего профиля. Рекомендации применимы в первую очередь ко взрослым пациентам, однако общие принципы верны и по отношению к детской популяции.
Результаты. Всем пациентам с судорожными приступами вскоре после первого приступа, или пациентам с диагностированной эпилепсией при необъяснимом увеличении частоты приступов, быстром снижении когнитивных функций или появлении/ухудшении психоневрологической симптоматики РПЭЛ рекомендует использовать унифицированный МР-протокол нейровизуализации структурных последовательностей при эпилепсии с трехмерными импульсными последовательностями T1 и Т2 FLAIR с изотропным вокселем 1×1×1 мм3 и двухмерными импульсными последовательностями, взвешенными по T2, с величиной пиксела 1×1 мм2 и менее. МРТ должна применяться в сочетании с ЭЭГ, ЭЭГ-видеомониторингом. Использование данного протокола позволяет установить единый стандарт обследования пациентов с эпилепсией с высокой чувствительностью к выявлению поражений головного мозга, способных сыграть ключевую роль в возникновении судорожных приступов. Сформулированы 13 тезисов-рекомендаций.
Заключение. Внедрение рекомендаций в клиническую практику позволит улучшить доступ к высокотехнологичной медицинской помощи и оптимизировать расходы на здравоохранение.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель – оценка влияния резистентной фокальной эпилепсии на качество жизни пациента.
Материалы и методы. Проспективное, сравнительное, наблюдательное исследование в условиях реальной клинической практики. Критерии включения: возраст старше 18 лет; наличие двух и более эпилептических приступов в анамнезе; длительный анамнез резистентных к лечению фокальных эпилептических приступов; прием пациентами АЭП. Критерии исключения: наличие в анамнезе неэпилептических приступов любой этиологии; невозможность выполнить МРТ и/или ЭЭГ. Дизайн предусматривал два визита пациента, второй через 3-12 месяцев после первого («первичный» и «повторный» осмотры). Обследование включало сбор анамнеза, анализ дневника приступов, клинический и неврологический осмотр, рутинную ЭЭГ и/или ЭЭГ-видеомониторинг, МРТ головного мозга, лабораторные анализы. При первичном и повторном визитах было выполнено тестирование опросниками QOLIE-31, NHS3, HADS. Пациентами давалась субъективная оценка своего физического и психологического состояния, результатов лечения, побочных эффектов, социальной ситуации, качества жизни. У всех больных был отслежен катамнез длительностью не менее одного года.
Результаты. Было обследовано 120 пациентов, имеющих или имевших ранее резистентные к лечению эпилептические приступы, 53 мужчины и 67 женщин в возрасте от 18 до 77 лет. На момент повторного осмотра на фоне приема АЭП приступы прекратились у 50,8% человек. Количество типов приступов уменьшилось у 65,9% человек. Определено влияние резистентной фокальной эпилепсии на качество жизни пациента.
Выводы. Использование в ситуации «экспертизы» общепринятых тестов (QOLIE-31, HADS и т.д.), созданных для ситуации «клиента» является некорректным. Выявлен диссонанс между объективным улучшением клинической картины в результате успешного лечения и субъективным незначительным улучшением качества жизни согласно мнению больных.
Цель – изучить спектры противосудорожного и психотропного действия и побочных эффектов препаратов пуфемид, пиратидин и соединения N3012, разработанных в Институте тонкой органической химии Национальной академии наук Республики Армения (ИТОХ НАН).
Материалы и методы. Противосудорожный спектр действия исследовали по тестам: максимальный электрошок, коразоловые, камфорные, тиосемикарбазидные, пикротоксиновые, стрихниновые, амигдала-киндлинговые судороги. Психотропные свойства соединений изучали по тестам: приподнятый крестообразный лабиринт, электрошоковая ретроградная амнезия, открытое поле. Нейротоксические эффекты соединений изучали по нарушению координации движений в тесте вращающегося стрежня и в тесте залезания на сетку.
Результаты. Показана высокая противосудорожная активность пуфемида, пиратидина и соединения N3212, которые по силе и по спектру противосудорожной активности превосходят многие противоэпилептические препараты, малотоксичны и имеют большие индексы терапевтического и защитного действия. Пуфемид, пиратидин и соединение N3212 обладают рядом психотропных свойств, в частности, соединение N3212 оказывает анксиолитическое и ноотропное действие.
Заключение. Исследование противоэпилептических и психотропных свойств новых соединений, разработанных в ИТОХ НАН, позволяет заключить, что пуфемид, пиратидин и соединение N3212 являются высокоактивными и малотоксичными веществами и перспективны для дальнейшего изучения и последующего внедрения в лечебную практику в качестве противоэпилептических препаратов с психотропными свойствами.
Цель – изучить связь сексуальности с характеристиками темперамента у людей, больных эпилепсией.
Материалы и методы. Исследование было проведено на выборке численностью 102 человека: 52 больных эпилепсией и 50 – условно здоровых респондентов. Возраст исследуемых респондентов составил от 19 до 45 лет. Психологическое исследование включало: «Я-структурный тест Г. Аммона» (ISTA), «Опросник структуры темперамента» В.М. Русалова (ОСТ) и клиническое интервью.
Результаты. С помощью корреляционного анализа у людей, страдающих эпилепсией, было обнаружено девять корреляционных связей между видами сексуальности и характеристиками темперамента, а у респондентов контрольной группы – четыре. Так, у людей, больных эпилепсией, конструктивная сексуальность положительно взаимосвязана с пластичностью, социальной эргичностью, темпом, а у условно здоровых респондентов – с социальной эргичностью; деструктивная сексуальность у больных эпилепсией положительно взаимосвязана с пластичностью, социальной эргичностью и социальной пластичностью, а у условно здоровых респондентов отрицательно – с эргичностью; дефицитарная сексуальность у больных эпилепсией отрицательно взаимосвязана с темпом, пластичностью, социальной эргичностью, а у условно здоровых людей – с пластичностью и социальной пластичностью.
Выводы. Установлено, что сексуальность людей, больных эпилепсией, более детерминирована. Кроме того, у них все виды сексуальности связны с пластичностью и социальной эргичностью, что говорит о том, что больные эпилепсией могут быть удовлетворенными сексуальными отношениями, проявлять гибкость, стремиться к разнообразию при умении быть гибкими и социально активными. И, наоборот, стремление к разнообразию и социальной активности у людей, больных эпилепсией, сопровождается удовлетворенностью сексуальными отношениями, большей склонностью к экспериментированию.
Цель – провести ретроспективное исследование распространенности эпилепсии среди взрослого населения, а также применения противоэпилептических препаратов (ПЭП) в Республике Башкортостан (РБ) за 2013-2017 гг.
Материалы и методы. Исследование распространенности эпилепсии, ее этиологических форм, применяемых ПЭП проводили путем анализа данных годовых отчетов неврологической службы амбулаторных и стационарных лечебных учреждений городов и районов РБ, сведений о диспансеризации больных с достоверным диагнозом эпилепсия, а также данных Медицинского Информационно-аналитического Центра (МИАЦ).
Результаты. Распространенность эпилепсии в РБ за исследуемый период составляла 291,7 – 325,8 случаев на 100 тыс. населения, которые чаще всего регистрировались в центральных и восточных районах республики. Средний возраст больных составлял от 30,5±1,3 лет до 41,8±0,2 года. Соотношение мужчин и женщин было примерно одинаковым – 1,1:1,0. Случаи симптоматической эпилепсии составляли от 82,6% до 46,5%. Из ПЭП преимущественно использовали карбамазепин с частотой до 47,4% и вальпроевую кислоту – до 32,9%. Препараты нового поколения (перампанел) применяли редко (2,4%). Обсуждение. Распространенность эпилепсии в РБ на 100 тыс. населения, по данным 2016 г., превышает средние показатели в целом по России: 323,4 в РБ и 255,4 в РФ. Преобладали больные молодого возраста (до 40 лет), с незначительной разницей лица мужского пола. По данным литературы, абсолютная разница в значениях распространенности между мужчинами и женщинами остается минимальной. По этиологическому признаку преимущественно регистрировалась симптоматическая эпилепсия, с увеличением доли криптогенной и идиопатической эпилепсии в 2016-2017 гг. В лечении чаще применялись «базовые» ПЭП.
Заключение. Изучение клинико-эпидемиологических характеристик эпилепсии важно для системной организации конкретных лечебно-диагностических мероприятий с целью повышения качества жизни больных эпилепсией.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Цель – изучить влияние вальпроевой кислоты у больных с глиомами больших полушарий головного мозга после оперативного лечения и с резким учащением эпилептических припадков на фоне приема антиэпилептических препаратов (АЭП) при проведении лучевой терапии (ЛТ).
Материалы и методы. В проспективном клиническом наблюдении принимали участие 879 пациентов 18-78 лет с глиобластомами (ГМ), получающие ЛТ. Пациентам проводилось клинико-неврологическое обследование, электроэнцефалография (ЭЭГ), ипользовались методы нейровизуализации. После обследования и оперативного лечения пациентам назначалась ЛТ. Проведение ЛТ во время серийного течения эпилепсии (ЭП) невозможно, так как пациент должен в течение 30 мин. находиться в неподвижном состоянии. Поэтому мы вводили вальпроевую кислоту внутривенно для предупреждения или купирования ЭП во время сеанса ЛТ. Оценивали эффективность и безопасность вальпроевой кислоты, а также результаты ЛТ.
Результаты. Симптоматическая эпилепсия из 879 участников исследования выявлена у 147 пациентов (16,7%). Учащение эпилептических приступов даже на фоне приема базисных АЭП отмечено на 14-21-й день от начала ЛТ (между 7-11-м сеансами лучевой терапии у 65 (44,2%) из 147 пациентов). Использование в/в введения вальпроевой кислоты позволило всем 65 пациентам завершить курс ЛТ. Побочных явлений, связанных с использованием вальпроевой кислоты, зарегистрировано не было.
Заключение. Проведенное наблюдение в условиях реальной клинической практики позволяет рекомендовать вальпроевую кислоту для лечения больных с ГМ и ЭП как фокальных, так и генерализованных на фоне проведения сеанса адъювантной лучевой терапии под контролем с помощью методов клинико-неврологического обследования и ЭЭГ.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
РЕЗОЛЮЦИЯ
НЕКРОЛОГИ

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
ISSN 2311-4088 (Online)