СОБЫТИЯ
Ряд эпилептологов часто ставят диагноз «синдром Леннокса-Гасто», другие не ставят практически никогда. Необходимо понять, почему так происходит, тем более что синдром Леннокса-Гасто, согласно литературным описаниям, довольно распространен.
Цель. Систематизировать имеющиеся данные о синдроме Леннокса-Гасто, что будет способствовать повышению качества диагностики и ведения пациентов.
Материалы и методы. Для обзора были отобраны качественные научные публикации из международных научных баз данных (МНДБ), включая рецензируемые журналы и монографии. План анализа включал краткую характеристику синдрома; типы приступов; особенности ЭЭГ; критерии диагноза (модифицированные); лечение.
Результаты и обсуждение. Ни один из типов приступов не является патогномоничным для синдрома Леннокса-Гасто. Синдром считается подтвержденным, если зарегистрированы типичные приступы (преимущественно тонические) с типичными и межприступными паттернами без атипичных ЭЭГ-характеристик. Диагноз синдрома считается вероятным, если есть типичные ЭЭГ-паттерны бодрствования и сна, но не зафиксированы тонические приступы. Препаратом первой очереди выбора является вальпроат. Возможные альтернативы – ламитриджин и топирамат. Из препаратов второй очереди в России доступен руфинамид. Руфинамид целесообразно использовать при отсутствии эффекта от вальпроата и ламотриджина. Руфинамид обладает и антиабсансной активностью.
Заключение. «Классический» синдром Леннокса-Гасто встречается нечасто. Значительно чаще встречаются случаи «вероятного» синдрома Леннокса-Гасто, при котором соблюдаются не все критерии его диагноза. С учетом размытости критериев диагноза синдрома Леннокса-Гасто и данных об эффективности руфинамида при фармакорезистентной эпилепсии у детей вне его рамок возможно применение этого препарата не только при синдроме Леннокса-Гасто, но и при других эпилептических синдромах, особенно протекающих с дропатаками, тоническим приступами и атипичными абсансами.
Генетические, или идиопатические генерализованные эпилепсии (ГГЭ, или ИГЭ) включают в себя детскую абсанс-эпилепсию (ДАЭ), юношескую абсанс-эпилепсию (ЮАЭ), юношескую миоклоническую эпилепсию (ЮМЭ), эпилепсию с изолированными генерализованными тонико-клоническими приступами (ИГТКП).
Цель. Охарактеризовать возможности электроэнцефалографии (ЭЭГ) для диагностики различных форм генетической генерализованной эпилепсии.
Материалы и методы. Выполнен анализ данных литературы из Pubmed, Google Scholar. Кроме этого, систематизированы собственные наблюдения и клинические случаи.
Результаты. В статье приведены данные морфологии и топографии спайк-волновых разрядов, а также других паттернов ЭЭГ при ГГЭ – полиспайковая активность, фотопароксизмальный ответ, затылочная интермиттирующая ритмичная дельта-активность (англ. – occipital intermittent rhythmic delta activity, OIRDA), чувствительность к закрыванию глаз и скотосенситивность (англ. – fixation-off sensitivity), генерализованная пароксизмальная быстрая активность (англ. – generalized paroxysmal fast activity, GPFA), а также эпилептиформные К-комплексы, выделение которых в самостоятельный паттерн рядом нейрофизиологов подвергается сомнению. Детально рассматриваются различия интериктальной и иктальной активности при ГГЭ, приводятся модификаторы информативности электроэнцефалограммы. Рассматривается морфология атипичных черт при ГГЭ. Рассмотрена роль ЭЭГ в дифференциальном диагнозе ДАЭ, МАЭ, ЮМЭ, ИГТКП с описанием типичных, атипичных признаков, сценариев исследования и критериев диагностики для каждой из форм.
Заключение. Типичные ЭЭГ-корреляты ГГЭ существенно упрощают дифференциальный диагноз электроклинических синдромов. Существуют «неклассические» особенности ЭЭГ при ГГЭ, не противоречащие диагнозу. Для выявления особенностей распределения эпилептиформных разрядов предпочтителен ЭЭГ-видеомониторинг с включением ночного сна, с применением стимулов нескольких модальностей. Неправильная трактовка ЭЭГ опасна для пациента.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
ISSN 2311-4088 (Online)