РЕДАКЦИОННЫЕ СТАТЬИ
НОВОСТИ
Международная противоэпилептическая лига, МПЭЛ (International League Against Epilepsy, ILAE), спустя 30 лет после последнего пересмотра утвердила Рабочую классификацию типов приступов ILAE 2017 г. и Классификацию эпилепсии ILAE 2017 г. Согласно классификации типов приступов ILAE 2017 г. приступы могут быть фокальные или генерализованные, решающее значение при этом имеет дебют приступа. Фокальные приступы делятся на фокальные с сохраненным сознанием и фокальные с нарушенным сознанием. В классификацию добавлено несколько новых типов генерализованных приступов. Также приступы классифицируются по принципу наличия или отсутствия моторного компонента. Отдельно выделены приступы с неуточненным дебютом. В Классификации эпилепсии ILAE 2017 г. предусмотрено три уровня категоризации: тип приступов (определяется по Классификации типов приступов ILAE 2017 г.), тип эпилепсии (фокальная, генерализованная, комбинированная генерализованная и фокальная, неуточненная) и эпилептический синдром. Этиологический диагноз следует уточнять по мере получения данных в ходе диагностики. Эпилептический синдром может иметь более одного этиологического фактора. Термин «доброкачественный» заменен терминами «самокупирующийся» и «фармакореактивный», релевантными для соответствующих случаев. Введен термин «возрастная и эпилептическая энцефалопатия», который может применяться как частично, так и полностью в зависимости от клинической ситуации. Классификация типов приступов ILAE 2017 г. и Классификация эпилепсии ILAE 2017 г. будут полезны как в повседневной клинической практике, так и в научных исследованиях, что поможет улучшить ведение пациентов с эпилепсией и их качество жизни.
Цель работы: представить результаты комплексного обследования и хирургического лечения детей с медикаментозно резистентной эпилепсией (МРЭ) со структурными изменениями.
Методы. Проведен ретроспективный анализ хирургического лечения 239 детей с МРЭ, находившихся на отделении нейрохирургии детского возраста РНХИ им. проф. А.Л. Поленова с 2004 по 2014 гг. Возраст больных составил от 2 до 18 лет. Катамнез составил 1 года до 10 лет (в среднем 4,3 года).
Результаты. По данным магнитно-резонансной томографии у 223 (93,3%) пациентов выявлены те или иные структурные изменения головного мозга. Рубцово-глиозно-кистозные и атрофические изменения обнаружены у 47 (21,1%), мальформации коркового развития - у 33 (14,8%), доброкачественные опухоли головного мозга - у 43 (19,3%), сосудистые мальформации - у 47 (21,1%), арахоидальные кисты - у 21 (9,4%), гиппокампальный склероз – у 12 (5,4%), факоматозы – у 11 (4,9%), энцефалит Расмуссена – у 5 (2,2%) и гамартомы гипоталамуса – у 4 (1,8%). На основании результатов позитронно-эмиссионной томографии выявлены участки гипометаболизма серого вещества головного мозга, соответствующие зонам метаболического дефицита вокруг эпилептического очага. Хорошие результаты хирургического лечения в отдаленном периоде - класс Engel I достигнут у 67,6%. Самые лучшие результаты (Engel I) отмечались после лезионэктомии (81,9%), темпоральных резекций (78,4%) и гемисферэктомии (72,7%).
Выводы. Наиболее достоверными прогностическими факторами достижения хороших результатов хирургического лечения эпилепсии являются: выявление эпилептогенных структурных изменений головного мозга, полнота резекции эпилептического и эпилептогенного очагов, а также отсутствие приступов в раннем послеоперационном периоде.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Цель исследования – изучение концентраций вальпроатов у детей с эпилепсией, новорожденных и младенцев с эписиндромом с помощью терапевтического лекарственного мониторинга (ТЛМ) в реальной практике.
Материалы и методы. Включено 75 детей в возрасте 1-18 лет и 59 недоношенных новорожденных в возрасте 0-90 дней жизни, которые получали препараты вальпроевой кислоты. Концентрацию вальпроевой кислоты определяли методом высокоэффективной жидкостной хроматографии (ВЭЖХ).
Результаты. Частота достижения терапевтического диапазона концентрации у детей 1-18 лет составила 77,3% при средней суточной дозе по весу 25,94 мг/кг (1021,4 мг); частота сверхтерапевтических концентраций составила 9,3%. Уровень концентраций вальпроевой кислоты имел тенденцию к снижению с возрастом детей. В группе детей 1-18 лет установлена прямая корреляционная связь между суточной дозой по весу в мг/кг и концентрациями вальпроатов: с уровнем Cmin r=0,42 и с уровнем Cmax r=0,50; корреляционной зависимости между возрастом и концентрацией не было. Частота достижения терапевтического диапазона концентрации у новорожденных достигла лишь 33,9% при средней суточной дозе 43,4 мг/кг (82,6 мг); частота сверхтерапевтических концентраций составила 11,9%. Выявлены значимые различия по средним суточным дозам и концентрациям вальпроевой кислоты у новорожденных 1-го месяца жизни; именно у недоношенных новорожденных 1-го месяца жизни частота случаев сверхтерапевтических концентраций составила 23,5% против 9,5% у новорожденных 2-3-го месяцев жизни (р=0,07). В группе новорожденных имеется слабая обратная корреляция между возрастом и концентрацией вальпроевой кислоты: с уровнем Cmin r=-0,25 и с уровнем Cmax r=-0,24; корреляционная связь между дозой по весу и концентрацией вальпроевой кислоты полностью отсутствует, что объясняет непредсказуемость дозовой реакции в группе недоношенных новорожденных и невысокую частоту достижения терапевтического диапазона концентраций.
Заключение. Вследствие значимых особенностей фармакокинетики вальпроевой кислоты у новорожденных и детей выявлены особенности показателей ТЛМ, обосновывающие высокую значимость применения ТЛМ.
В работе оценено значение магнитно-резонансной томографии в диагностике эпилепсии. Рассмотрен основной протокол, применяемый при сканировании пациентов с эпилептическими припадками в анамнезе, а также ряд современных методик, позволяющих получить больше информации за наличие патологии головного мозга как на структурном, так и на функциональном уровне. Приведены и рассмотрены некоторые виды патологических изменений, выявленных при обследовании данной группы пациентов.
Цель исследования – изучить особенности расстройств сна у пациентов с тремя основными формами эпилепсии и влияние на качество жизни.
Материалы и методы. В исследование включено 150 пациентов с идиопатической (ИЭ), криптогенной (КЭ) и симптоматической формой эпилепсии (СЭ) в возрасте от 17 до 64 лет. Изучалось наличие нарушений сна c использованием анкет сомнологического центра МЗ РФ, наличие дневной сонливости по шкале Epworth, определялся уровень тревоги и депрессии по госпитальной шкале (HADS), качество жизни исследовалось с помощью опросника QOLIE-89.
Результаты. Во всех трех группах пациенты испытывают дневную сонливость, трудности с засыпанием, поддержанием ночного сна, окончательным пробуждением. Получена достоверная связь дневной сонливости в покое или во время активной деятельности с показателями шкалы субъективной характеристики сна, трудностью поддержания сна, нарушением засыпания, уровнем тревожности и значениями шкалы качества жизни QOLIE-89.
Заключение. Полученные нами данные показывают облигатность расстройств циркадного ритма «сон-бодрствование» во всех трех базовых группах эпилепсии. Выделенные различия в показателях субъективной характеристики качества сна при СЭ/ КЭ и ИЭ могут быть сопоставлены с качественными особенностями психики у пациентов данных форм эпилепсии.
Детская абсансная эпилепсия (ДАЭ) относится к идиопатическим генерализованным эпилепсиям, которую по последним предложениям Комиссии по классификации и терминологии международной Лиги борьбы с эпилепсией (2016) предложено относить к генетическим формам. ДАЭ имеет специфические клинико-электроэнцефалографические характеристики. Данные о когнитивных нарушениях у детей с ДАЭ до настоящего времени противоречивы. Предпринимаются попытки выделить более «строгие» диагностические критерии, определяющие течение и прогноз данной формы эпилепсии. Таковыми являются предложенные в 2005 г. критерии Panayiotopoulos C. P.
Цель исследования – оценить особенности течения ДАЭ с учетом соответствия/несоответствия критериям Panayiotopoulos C. P. (2005).
Материалы и методы. Ретроспективно проанализированы 186 историй болезни детей с диагнозом ДАЭ. Сформированы группы по при принципу соответствия критерии Panayiotopoulos C. P. (2005).
Результаты. Дети, вошедшие в группу, соответствующую критериям Panayiotopoulos C. P., не имели генерализованных тонико-клонических (ГТКП) и миоклонических приступов; в 94,3% случаев был достигнут контроль над абсансами; почти 90% детей находились на монотерапии и средняя продолжительность терапии в данной группе составила 2,8 года.
Выводы. Использование более четких критериев диагностики ДАЭ поможет прогнозировать течение и исход данной формы эпилепсии.
Цель работы – определить факторы, влияющие на исход заболевания у детей с медикаментозно-резистентной эпилепсией (МРЭ) со структурными изменениями, получавших хирургическое лечение.
Методы. Проведен ретроспективный анализ хирургического лечения 239 детей с МРЭ, находившихся на лечении в отделении нейрохирургии детского возраста РНХИ им. проф. А. Л. Поленова с 2004 по 2014 г. Возраст больных составил от 2 до 18 лет. Катамнез составил 1 года до 10 лет (в среднем 4,3 года).
Результаты. По данным магнитно-резонансной томографии, у 223 (93,3%) пациентов выявлены различные структурные изменения головного мозга. Рубцово-глиознокистозные и атрофические изменения обнаружены у 47 (21,1%), мальформации коркового развития – у 33 (14,8%), доброкачественные опухоли головного мозга – у 43 (19,3%), сосудистые мальформации – у 47 (21,1%), арахоидальные кисты – у 21 (9,4%), гиппокампальный склероз – у 12 (5,4%), факоматозы – у 11 (4,9%), энцефалит Расмуссена – у 5 (2,2%) и гамартомы гипоталамуса – у 4 (1,8%). На основании результатов позитронно-эмиссионной томографии выявлены участки гипометаболизма серого вещества головного мозга, соответствующие зонам метаболического дефицита вокруг эпилептического очага. Хорошие результаты хирургического лечения в отдаленном периоде – класс Engel I – достигнуты у 67,6%. Самые лучшие результаты (Engel I) отмечались после лезионэктомии (81,9%), темпоральных резекций (78,4%) и гемисферэктомии (72,7%).
Выводы. Наиболее достоверными прогностическими факторами достижения хороших результатов хирургического лечения эпилепсии являются: выявление эпилептогенных структурных изменений головного мозга, полнота резекции эпилептического и эпилептогенного очагов, а также отсутствие приступов в раннем послеоперационном периоде.
Медикаментозное лечение эпилепсии требует глубоких знаний антиэпилептических препаратов (АЭП): спектра терапевтической эффективности и силы терапевтического действия; побочных реакций (особенно тяжелые и угрожающие жизни побочные реакции); особенностей фармакокинетики, фармакодинамики, лекарственных взаимодействий; скорости титрования, необходимости в проведении лабораторных исследований на фоне лечения, фармакоэкономических составляющих. Основные свойства обусловлены механизмами действия антиэпилептических препаратов. В настоящее время особое внимание сосредоточено на применении препаратов с широким спектром терапевтического действия, что обуславливает возможность назначения их у пациентов с так называемыми недифференцированными эпилепсиями. В статье также рассматривается опыт авторов по оптимизации терапии эпилепсии у 141 пациентов с различными формами эпилепсии – включение в лекарственную палитру современных АЭП с широкими терапевтическими возможностями и сокращение числа назначений препаратов с узким спектром действия. Кроме того, после коррекции терапии значительно преобладала политерапия. Все принятые меры позволили достичь ремиссии примерно у половины пациентов с некурабельной до того эпилепсией.
НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ
Зачастую использование антиэпилептических препаратов ассоциируется с риском развития нежелательных явлений, непосредственно влияющих на переносимость и успех лечения в целом. Пациенты с выраженными нежелательными явлениями вынуждены преждевременно прекращать лечение или менять лекарственный препарат. Долговременная стратегия ведения пациентов с таким длительно текущим заболеванием, как эпилепсия, должна включать не только достижение контроля над приступами, но и максимально раннее выявление нежелательных явлений, предупреждение, прогнозирование и минимизацию проявлений побочных эффектов. Это позволит улучшить приверженность к лечению, качество жизни пациентов и достигнуть контроля над эпилепсией.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
ISSN 2311-4088 (Online)