РЕДАКЦИОННЫЕ СТАТЬИ
НОВОСТИ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Патологическая электрическая активность в различных корковых и подкорковых зонах, вызванная опухолью головного мозга, нарушает функционирование высших регуляторных центров. Эти биологические изменения во взаимосвязанных функциональных зонах головного мозга приводят к дисбалансу компенсаторных механизмов и влияют на прогноз заболевания.
Цель – анализ спектральных характеристик электроэнцефалограмм и вариабельность сердечного ритма у больных с опухолями головного мозга, ассоциированными с эпилептическим синдромом.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 72 больных в возрасте от 22 до 83 лет с диагнозом «опухоль головного мозга». Пациенты были разделены на две группы в зависимости от наличия или отсутствия эпилептических приступов. В целях оценки функционального состояния были проведены статистический, геометрический и спектральный анализы кардиоинтервалограммы, а также когерентный и кросскорреляционный анализы электроэнцефалограммы.
Результаты. Исследование выявило отличия спектральных и когерентных показателей средней амплитуды и мощности электроэнцефалограмм, а также статистический и геометрический показатель кардиоинтервалограмм у больных обеих групп.
Заключение. Анализ частотно-амплитудных характеристик электроэнцефалограммы и кардиоинтервалометрии позволяет оценить степень напряжения регуляторных систем различных корковых и подкорковых зон, пораженных опухолью головного мозга, и рекомендован как дополнительный метод исследования у больных с данным заболеванием.
У больных эпилепсией выявляются стойкие нарушения психики в виде значительных личностных и аффективных расстройств, преимущественно депрессивного и тревожного спектра, наблюдаемых в интериктальном периоде заболевания.
Цель исследования – изучить частоту непсихотических психических расстройств у больных эпилепсией (БЭ), выделить клинические особенности аффективных непсихотических расстройств и проанализировать связь различных вариантов аффективной патологии с явлениями фармакологической резистентности.
Материалы и методы. Обследовано 160 БЭ, 80 пациентов с фармакорезистентной эпилепсией (ФРЭ), 80 БЭ – с контролируемой эпилепсией с использованием батареи психометрических шкал.
Результаты. У 59,4% БЭ выявлены разнообразные депрессивные и тревожные психопатологические состояния: у 86,3% пациентов с ФРЭ, у 32,5% – с контролируемой эпилепсией. При клинико-психопатологическом анализе непсихотических психических расстройств выявлено, что в группе больных с ФРЭ имеет место не только статистически более частая представленность аффективных расстройств, но также большая «брутальность», «структурная сложность» и глубина выраженности депрессивных и тревожных расстройств, чем в группе больных с контролируемым течением заболевания. Установлено, что при раннем начале заболевания и более продолжительном его течении аффективные симптомы встречались чаще.
Заключение. Терапевтическая резистентность больных эпилепсией сопровождается наличием разнообразных аффективных непсихотических психических расстройств, представленных главным образом депрессивными и тревожными психопатологическими состояниями. По своим клинико-психопатологическим характеристикам они приближаются к аффективным эндогенным психическим расстройствам и, по сути, представляют собой их «органическую модель».
Дифференциальный диагноз эпилептических приступов с неэпилептическими пароксизмами/состояниями нередко вызывает серьезные сложности у врача. Имитируют эпилепсию самые различные состояния, наблюдающиеся при соматических, неврологических, психиатрических расстройствах и даже у здоровых детей.
Цель исследования – изучение достоверности диагноза «эпилепсия» у пациентов, направленных на обследование в эпилептологический центр.
Материалы и методы. 2015 первичных пациентов, направленных на обследование и лече- ние с диагнозом направившего учреждения «эпилепсия» на протяжении 3-летнего периода. Возраст – от 0 до 21 года. Методы диагностики: клиническое обследование, видео-ЭЭГ-мониторинг (ВЭЭГ) продолжительностью от 6 до 120 ч, МРТ головного мозга.
Результаты. Диагноз «эпилепсия» был достоверно подтвержден у 1552 пациента (77%). Среди них у 101 (6,5%) пациента диагноз был установлен несвоевременно (позже, чем через 6 мес. от дебюта заболевания, несмотря на персистирование приступов чаще, чем 1 раз в месяц). У 463 (23%) пациентов была констатирована гипердиагностика – диагноз эпилепсия с текущими приступами установлен необоснованно. Среди них мы выделили следующие три подгруппы: здоровые дети – 57 пациентов (12,3%); соматические и неврологические расстройства – 323 пациента (70%); психогенные неэпилептические приступы (ПНЭП) – 83 паци- ента (18%). Наиболее часто имитировали эпилептические приступы гиперкинетические расстройства – 40,4% (187 пациентов), включающие пароксизмальные дискинезии, гиперкинезы глазных яблок, патологический неэпилептический миоклонус, дрожание/тремор, доброкачественный неонатальный миоклонус сна, тики, гиперэкплексию, ранний младенческий доброкачественный миоклонус, доброкачественный пароксизмальный тортиколиз, spasmus nutans. Среди частых причин гипердиагностики эпилепсии также наблюдались парасомнии и ПНЭП.
Выводы. Наиболее часто диагностические ошибки были связаны с недостатком объективной информации о характере пароксизмов и неправильная интерпретация ЭЭГ. ВЭЭГ является наиболее ценным методом в дифференциальном диагнозе эпилепсии.
Зачастую инсульты, вне зависимости от их типа, осложняются эпилептическими припадками, в различных периодах заболевания – как в остром, так и в отдаленном.
Цель исследования – выявить особенности симптоматической эпилепсии, возникшей на фоне острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) у детей.
Материалы и методы. Обследовано 94 детей в возрасте от 3 месяцев до 18 лет с последствиями ОНМК и 21 ребенок с острыми инсультами. Проведено МРТ головного мозга, рутинная ЭЭГ, общеклинические исследования.
Результаты. Среди детей грудного возраста превалировал геморрагический инсульт, в большинстве случаев обусловленный ДВС-синдромом. Среди детей постарше превалировали пациенты с ишемическим инсультом, самой частой причиной которых стали врожденные и приобретенные пороки сердца. В 80,9% случаях отмечались ранние эпилептические припадки в остром периоде инсультов, чаще у детей с геморрагическим инсультом. В остром периоде заболевания эпилептические припадки преимущественно носили вторично-генерализованный характер с парциальным компонентом (68; 73,1%). На МРТ головного мозга у больных с ишемическим инсультом очаги локализовались кортикально и субкортикально. Поздние эпилептические припадки отмечались у 48 (41,7%) больных, на МРТ головного мозга у этих больных отмечались кистозно-атрофические изменения головного мозга, у больных с первично-генерализованными эпилептическими припадками в процесс были вовлечены подкорковые образования головного мозга.
Заключение. Геморрагические инсульты чаще встречаются у детей до 1 года, в последующих возрастных периодах превалируют ишемические инсульты и характер эпилептических припадков зависит от локализации и массивности очага.
Проанализированы варианты анестезиологической защиты у больных с фармакорезистентными формами эпилепсии при стереотаксических операциях на проводящих путях эпилептической системы (ППЭС).
Цель исследования – оценка адекватности и определение оптимальной электроэнцефалографической стадии тотальной внутривенной анестезии на основе комбинации пропофола, мидазолама и фентанила при стереотаксических операциях по поводу эпилепсии.
Материалы и методы. Группа собственных наблюдений состояла из 60 больных в возрасте от 17 до 35 лет. Из них 40 (66,6%) – с фармакорезистетнтными формами эпилепсии. Для сравнения показателей центральной гемодинамики и оценки адекватности выбранных схем анестезии у пациентов, оперируемых на ППЭС по поводу эпилепсии (n=40), в наше исследование в качестве контрольной группы были включены пациенты (n=20) с опухолями головного мозга и эпилептическими припадками (ЭП).
Результаты. Установлено, что оптимальным вариантом анестезиологического пособия является использование тотальной внутривенной анестезии на основе пропофола, мидазолама и фентанила на уровне III ЭЭГ стадии по Courtin, которая обеспечивает адекватную защиту от операционного стресса без формирования новых очагов эпилептиформной активности (ЭА) и позволяет своевременно диагностировать риск развития интраоперационного киндлинга без формирования новых очагов ЭА.
Заключение. Выбранный метод анестезии создает условия для электрофизиологической идентификации очага пароксизмальной активности (ПА). Отмечено, что взаимодействие хирурга, анестезиолога и нейрофизиолога в течение операций по поводу эпилепсии имеет первоочередное значение и определяет успех операции.
Цель работы – изучение эффективности и переносимости препарата перампанел у 52 пациентов с фармакорезистентной фокальной эпилепсией.
Материалы и методы. Средний возраст пациентов составил 28,92±14,02 лет; мужчин – 56%; длительность заболевания более 10 лет – 69,2%; симптоматическая эпилепсия – 76,9%; с лобной – 46,2% и височной – 44,2% локализацией эпилептического очага. Большинству пациентов (71,2%) перампанел назначался после трех предшествующих линий терапии. Исходная частота всех типов приступов составила 127,29±82,29 в мес.; вторично-генерализованных – 6,72±1,90 в мес.
Результаты. После добавления перампанела, уже в течение первого месяца, произошло достоверное снижение частоты всех типов приступов до 52,06±29,26 в мес. (Sign test, p=0,00001), а вторично-генерализованных приступов – до 3,71±1,71 (Sign test, p=0,00001). В подавляющем числе наблюдений длительность приема перампанела составила более 6 мес. У 58% пациентов частота приступов снизилась более чем на 50% (респондеры). Отсутствие всех типов приступов отмечено у 8%, у 31% – только вторично-генерализованных. Нежелательные явления отмечены у 30,1% пациентов: агрессия – 11,5% и сонливость – 9,6%, остальные наблюдались с более редкой частотой. Доза перампанела была снижена в связи с развитием побочных эффектов у семи пациентов (13,5%), у четырех пациентов (7,7%) перампанел был отменен. Средняя доза перампанела для взрослых пациентов составила всего 6 мг.
НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Составители: Беляев О.В., Самыгин Д.В.
В обсуждении и редактировании принимали участие: Авакян Г.Н., Айвазян С.О., Брутян А. Г., Волоков И.В., Гнездицкий В.В., Ермоленко Н.А., Коптелова А.М., Троицкий А.А., Шестакова О.И., Шнайдер Н.А.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
ISSN 2311-4088 (Online)